Естественная радиоактивность.Методы регистрации элементарных частиц.
Цели урока:
Образовательная: углубить знания учащихся о структуре атома;
сформировать представление о радиоактивности, физической
природы α-, β-, γ-излучений.
Развивающая: способствовать формированию умения анализировать,
сравнивать, обобщать факты, убежденности в знаниях в процессе применения полученных знаний в различных ситуациях при решении задач.
Воспитательная: продолжить формирование основ диалектико-
материалистического мировоззрения учащихся.
Задачи урока:
Проследить историю открытия радиоактивности, её физическую сущность.
Знать процессы α-, β-распада и γ-излучения.
Усвоить правила смещения.
Иметь представление о методах регистрации элементарных частиц.
Оборудование: медиа-лекция TeachPrо презентация к уроку
(Приложение 1), счетчик Гейгера, камера Вильсона.
Ход урока.
Орг.момент.
Объяснение нового материала.
Историческая справка.
Сто лет назад, в феврале 1896 года, французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана 238U(слайд №3). 26-27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет. Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней.
Лишь 1 марта, Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое-то излучение испускалось солями урана безо всякого освещения светом. Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения.
Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий 232Th (слайд №4). Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra.
Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана.
Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.
Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью.
И в 1903 году Эрнест Резерфорд проделав опыт обнаружил три пятна, от испускаемых веществом трех лучей, которые отличаются друг от друга разной способностью проникать сквозь вещества. Их назвали α-, β-лучами и γ-излучением (слайд №5).
Итак, сегодня на уроке нам предстоит познакомится с α-, β-лучами и γ-излучением.
Сейчас предлагаю вам просмотреть медиа-лекцию и затем ответить на мои вопросы.( TeachPro Физика 7-11, глава Атомная физика, урок №8).
После просмотра лекции, ребятам предлагаю ответить на следующие вопросы:
Что представляют собой α-лучи? (α-лучи – это поток частиц, представляющих собой ядра гелия.)
Что представляют собой β-лучи? (β-лучи – это поток электронов, скорость которых близка к скорости света в вакууме.)
Что представляет собой γ-излучение? (γ-излучение – это электромагнитное излучение, частота которого превышает частоты рентгеновского излучения.)
Что такое радиоактивность? (самопроизвольное превращение одних атомных ядер в другие называется естественной радиоактивностью.)
Превращение атомных ядер сопровождается испусканием α-,β-лучей, которое называется α-, β-распадом соответственно.
Эти два распада подчиняются правилам смещения, которые впервые сформулировал английский ученый Содди:
В результате α-распада элемент смещается на две клетки к началу периодической системы Менделеева:
В результате β-распада элемент смещается на одну клетку к концу периодической таблицы Менделеева.
Далее на уроке мы рассматриваем несколько примеров α- и β-распадов, после чего, я предлагаю ребятам маленькую проверочную работу на 5-6 минут.
ВАРИАНТ 1.
- 1. Написать реакцию α-распада магния 22 12Mg .
- 2. Написать реакцию β-распада натрия 22 11Na .
- -----------------------------------
ВАРИАНТ 2.
- 1. Написать реакцию α-распада урана 235 92U.
- 2. Написать реакцию β-распада плутония 239 94Pu .
- -----------------------------------
ВАРИАНТ 3.
- 1. Написать реакцию α-распада радия 226 88Ra.
- 2. Написать реакцию β-распада свинца 209 82Pb.
- -----------------------------------
ВАРИАНТ 4.
- 1. Написать реакцию α-распада серебра 107 47Аg.
- 2. Написать реакцию β-распада кюрия 247 96Cm .
------------------------------
ВАРИАНТ 5.
1. В результате какого радиоактивного распада натрий
22 11Na превращается в магний 22 11Mg?
2. В результате какого радиоактивного распада плутоний 23994Pu превращается в уран 235 92U?
-
После чего ребята сдают свои работы и мы вместе решаем один из вариантов.
В развитии знаний о «микромире», в частности в изучении явлений радиоактивности, исключительную роль сыграли приборы, позволяющие регистрировать ничтожное действие одной-единственной частицы атомных размеров.
В настоящее время используется много различных методов регистрации заряженных частиц (слайд №9). В зависимости от целей эксперимента и условий, в которых он проводится, применяются следующие методы регистрации частиц:
Счетчик Гейгера. (слайд №10)
Действие основано на ударной ионизации.
Вспомним, что такое ионизация?
Какие причины вызывают ионизацию?
Заряженная частица, пролетающая в газе, открывает у атома электрон и создает ионы и электроны. Электрическое поле между анодом и катодом ускоряет электроны до энергии, при которой начинается ударная ионизация.
Чтобы счетчик Гейгера мог регистрировать каждую попадающую в него частицу, надо своевременно прекращать лавинный разряд. Быстрое гашение разряда можно достичь примесями, добавленными к инертному газу. Положительные ионы газа, сталкиваясь с молекулами спирта, рекомбинируют в нейтральные атомы и теряют способность выбивать из катода электроны (самогасящиеся счетчики). В других счетчиках гашение разряда производят, подбирая определенное нагрузочное сопротивление с цепи счетчика: R = 109 Ом. Так, возникающий при самостоятельно разряде, прохода через резистор, вызывает на нем большое падение напряжения, что приводит к быстрому уменьшению напряжения между анодом и катодом: лавинный разряд прекращается.
На электродах восстанавливается начальное напряжение, и счетчик готов к регистрации следующей частицы. Скорость счета равна 104 частиц в секунду.
Продемонстрировать работу счетчика Гейгера.
Обратить внимание на то, что этим методом можно лишь зарегистрировать частицу, а увидеть след частицы невозможно.
Камера Вильсона. (слайд №11)
Действие камеры Вильсона основано на конденсации перенасыщенного пара на ионах с образованием капель воды. Если в геометрическом сосуде с парами воды или спирта происходит резкое расширение газа (адиабатный процесс), температура убывает. И если в этот момент через объем камеры пролетает заряженная частица, то на своем пути она создает ионы, на которых образуются капельки сконденсировавшегося пара. Таким образом, частица составляет за собой след (трек) в виде узкой полоски тумана. Этот трек можно наблюдать или сфотографировать. По треку можно определить энергию и скорость частицы. Если поместить камеру в магнитное поле, то по искривлению трека можно определить знак заряда и его энергию, а по толщине трека - величину заряда и массу частицы.
Показать работу камеры Вильсона.
В чем преимущество этого метода перед счетчиком Гейгера?
Пузырьковая камера. (слайд №12)
В 1952 г. Д. Глейзером для регистрации заряженных частиц, имеющих высокую энергию, была создана пузырьковая камера. Принцип действия ее основан на том, что в перегретом состоянии чиста жидкость, находясь под высоким давлением, не закипает при температуре выше точки кипения. Пузырьковая камера заполнена жидким водородом под высоким давлением. При резком уменьшении давления переводят жидкость в перегретое состояние. Если в это время в рабочий объем камеры попадает заряженная частица, то она образует на своем пути в жидкости цепочку ионов. В области пролета частицы жидкость закипает, появляются вдоль ее траектории мелкие пузырьки пара, которые являются треком этой частицы.
Преимущество перед камерой Вильсона: пузырьковая камера может регистрировать частицы с большей энергией, т.к. большая плотность рабочего вещества в пузырьковой камере. Кроме того, по сравнению с камерой Вильсона пузырьковая камера обладает быстродействием. Рабочий цикл равен 0,1 с.
Метод толстослойных фотоэмульсий. (слайд №13)
Этот метод был разработан в 1928 г. физиками А.П. Ждановым и Л.В. Мысовским. Его сущность заключается в использовании специальных фотоэмульсий для регистрации заряженных частиц. Пролетающая сквозь фотоэмульсию быстрая заряженная частица действует на зерна бромистого серебра и образует скрытое изображение. При проявлении фотопластинки образуется трек. После исследования трека оценивается энергия и масса заряженной частицы.
Преимущество метода: с его помощью получают не исчезающие со временем следы частиц, которые могут быть тщательно изучены.
Сегодня широкое применение нашли полупроводниковые детекторы, регистрирующие α-, β-частицы и γ-излучения
- 3. Домашнее задание: §99, 101, по §98 и используя свои знания, заполнить таблицу по методам регистрации элементарных частиц. (слайд №14)
Интерференция света. Дифракция световых волн.
- Тема: Интерференция света. Дифракция световых волн
- Тип урока: комбинированный.
- Цели урока:
- разъяснить смысл физических явлений: интерференция, дифракция;
- объяснить условие получения устойчивой интерференционной картины;
- научить применять знания при решении задач;
- развивать логическое мышление, навыки построения эксперимента, самостоятельной работы, культуру устной и письменной речи;
- воспитывать культуру общения, организованность.
- Методы: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и
- продуктивные.
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Задачи урока:
- Дать понятия « когерентные источники », « когерентные волны», « разность хода», « интерференция», «дифракция»;
- Объяснить образование интерференционных и дифракционных картин;
- Раскрыть условия интерференционного max и min.
- Разъяснить опыт Юнга;
- Познакомить с устройством и принципом работы бипризмы Френеля;
- Показать различные случаи дифракции;
- Научить определять и объяснять интерференцию и дифракцию в окружающем мире;
- Рассказать об использовании интерференции в технике;
- Оборудование:
Компьютер, с минимальными техническими требованиями: Windows 2000/XP, Internet Explorer 6.0, Pentium-150, 200 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, СD-ROM, видеопроектор, экран.
Мультимедийный курс «Открытая физика. Ч. 1, 2. Версии 1.1.»
(Долгопрудный: Компания «Физикон», 1996 - 2001).
Для 7–11 классов. Базовый и профильный курсы.
Заранее сделаны закладки на разделах:
- А.Кольца Ньютона.
- Б.Опыт Юнга.
- В. Зоны Френеля
- Г. Дифракционные картины от различных препятствий.
- 1С: Репетитор. Физика: версия 1.5 (разработчик: АОЗТ «1С» – Долгопрудный: Компания «Физикон», 1997- 2001).
Закладки на разделах:
- А. Причина появления интерференционных полос.
- Б. Задачи №1.2( 4.04)
- Презентация « Интерференция и дифракция света»
- Бипризма Френеля;
- Для фронтальной работы набор: капроновая лента, граммофонная
- пластинка, два плоских стеклышка, черная бумага с прорезью.
-
- I Организационный момент. Постановка задач урока (1 минута)
- II Фронтальное повторение. Актуализация задач урока (5 минут)
- Что такое свет?
- Кем было доказано, что свет- это электромагнитная волна?
- Какова скорость света в вакууме?
- Что такое дисперсия света?
- Как выглядит дисперсионная картина?
- Почему только достаточно узкий световой пучок дает спектр после прохождения сквозь призму, а у широкого пучка окрашенными оказываются лишь края?
- III Изучение темы урока. ( 25 минут)
- ( содержание лекции)
- Понятие когерентных волн.
- cohaerens – находящийся в согласии (лат.) или
- согласованные.
- Когерентными волнами называют волны одинаковой частоты, разности фаз которых остается всё время постоянной.
- Слайд.
- Волны имеют одинаковую длину;
- Форма волн не меняются со временем; λ 1 = λ2
- Разность фаз постоянна или равна нулю;
- Интерференция волн в механике.
- Слайд.
- Понятие « интерференция»
- Inter- взаимно (лат.)
- Ferio – ударяю(лат.)
- Интерференция- наложение волн, при котором
- амплитуда колебаний одних точек среды увеличивася,
- а других точек уменьшается
- Опыт в волновой ванне.
- На поверхности воды виден ряд круговых волн, которые накладываются друг на друга, т.е. выделяются полосы, вдоль которых поверхность воды практически не возмущается.
- Слайд
- Если в точке М гребень одной волны приходит в то же время, что и впадина другой волны ( т.е. фазы волн противоположны), то колебания взаимно ослабляются, частицы воды не будут колебаться и поверхность воды остается спокойной.
- Эта ситуация называется интерференционным минимумом.
- При этом разность хода волн равна нечетному числу полуволн
- Слайд
-
- ∆ d = (2 k +1) λ / 2 ,
- где k= 0,1,2,…
-
- Если в точке в один и тот же момент времени сходятся два гребня ( или две впадины), амплитуда колебаний частиц воды удваивается.
- Этот случай соответствует интерференционному максимуму.
-
- Разность хода равна целому числу волн или четному числу полуволн:
-
- ∆ d = 2 k λ / 2 или ∆ d = k λ , где k = 0,1,2,…
-
- Амплитуда результирующего колебания различных точек на поверхности воды имеет значения от «0» до удвоенной амплитуды и с течением времени в данной точке не меняется.
- Расположение максимумов и минимумов на поверхности воды не изменяется, т.е. интерференционная картина устойчива.
- 4). Интерференция световых волн.
-
« Вот бесспорно самая странная из гипотез!..
Кто бы мог подумать, что свет,
слагаясь со светом, может вызвать мрак?».
-
Араго (Arago) Доминик Франсуа (26.2.1786 — 2.10.1853, Париж),
-
-
- Наложение двух пучков света так же может привести УК усилению или ослаблению света, т.те. может даже реализовать ситуацию, когда
- «свет» + «свет» = «тьма».
(1С: Репетитор. А. Причина появления интерференционных полос.)
-
- Если поставить опыт по интерференции света с помощью двух независимых источников ( двух ламп накаливания), то усиления и ослабления света на экране не наблюдается. В месте встречи обоих пучков мы наблюдаем равномерную освещенность поверхности. ПОЧЕМУ?
- Дело в том, что волны, излучаемые обычными источниками, не согласованы. Их начальные фазы хаотично изменяются. Поэтому в каждой точке пространства амплитуда результирующей волны хаотично и быстро изменяется. Так как глаз человека обладает инерционностью и регистрирует лишь средние значения амплитуд, то интерференционная картина в этом случае не наблюдается.
- Интерференционная картина возникает только при сложении согласованных ( когерентных) световых волн.
- Получить когерентные волны можно, если пучок света от источника каким- либо способом разделить на два пучка и затем оба пучка свести вместе.
- Слайд.
- Томас Юнг (1773 – 1829г.г.).
- Девизом жизни Т.Юнга было: « Всякий человек может сделать то, что делают другие».
- Следуя этому девизу, он был известным врачом, замечательным физиком, астрономом, механиком, металлургом, египтологом, океанографом и ботаником, искусным музыкантом, игравшим едва ли не на всех музыкальных инструментах того времени, отличным живописцем и даже… цирковым наездником.
- Слайд.
- В 1802г. Т.Юнг наблюдал интерференцию света с помощью установки:
( «Открытая физика. Б.Опыт Юнга.)
-
- С помощью опыта Т.Юнг получил:
- когерентные волны;
- устойчивую интерференционную картину;
- значения длин волн, соответствующих свету различного цвета.
-
- Как можно наблюдать интерференцию света, пользуясь обычными источниками?
- О. Френель предложил расщеплять одну световую волну на две когерентные. При наложении этих волн получается устойчивая интерференционная картина.
- Слайд.
- Френель Огюстен (1788—1827).
- Французский физик.
- Френель заложил основы волновой оптики. Дополнив принцип Гюйгенса идеей интерференции вторичных волн, он построил количественную теорию дифракции. На основе этого принципа Френель объяснил законы геометрической оптики, в частности прямолинейный характер распространения света в однородной среде. Им создан приближенный метод расчета дифракционной картины, основанный на разделении волновой поверхности на зоны.
- Поперечность световых волн впервые была доказана Френелем.
- В одном из опытов Френель разделял световую волну от источника с помощью двух тонких стеклянных призм, склеенных основаниями. Такую призму стали называть бипризмой Френеля.
- Если щель освещать монохроматическим ( одноцветны) светом, то все светлые полосы интерференционной картины получатся того же цвета.
- Если щель освещать белы светом, то интерференционная картина радужная: в каждой светлой полосе наблюдается плавный переход цветов от красного до фиолетового. За исключением центральной белой полосы.
- Интерференция в окружающем мире.
- Слайды.
- Радужные нефтяные пятна на воде, асфальте.
- Объяснение: в тонкой пленке нефти на поверхности воды световые волны отражаются от наружной и внутренней поверхностей. Отраженные волны интерферируют: усиливают или ослабляют друг друга. Амплитуда результирующего колебания зависит от угла падения света на плёнку, её толщины, длины воны света и показателя преломления. Поэтому освещенная белым светом тонкая бесцветная пленка кажется окрашенной.
- Применение интерференции
- Слайды.
- Интерферометры;
- Интерференционные микроскопы;
- Использование интерференции в технике:
- « Просветленная оптика»
- Контроль качества обрабатываемой поверхности.
- Голография;
- Прецизионные измерения;
- Определение качества обработки поверхностей;
- «Просветление» оптики;
- Астрономические измерения;
- Спектральный прибор – дифракционная решётка
- Кольца Ньютона.
( «Открытая физика. А.Кольца Ньютона.)
- Слайды
- Дифракция.
- (лат. diffractus — буквально разломанный, переломанный)
- Дифракция – отклонение от прямолинейного распространения волн, огибание волнами препятствий.
- Отчетливая дифракционная картина : если λ ≥ размерам препятствия.
- Теория Френеля.
(Открытая физика. В. Зоны Френеля
- Г. Дифракционные картины от различных препятствий
- Исследовал различные случаи дифракции ( от проволоки, круглого отверстия, от круглого экрана)
- Слайд.
- Построил количественную теорию дифракции
- Объяснил прямолинейное распространение света в однородной среде.
- Законы геометрической оптики выполняются точно тогда, когда размеры препятствий на пути распространения много больше длины световой волны.
- Дифракция в окружающем мире.
- Слайды.
- Дифракционная окраска птиц, бабочек, жуков. Разнообразие дифракционных цветов павлинов, фазанов, колибри.
- Внешняя поверхность оперения у многих птиц и верхний покров тела бабочек и жуков характеризуется регулярным повторением элементов структуры с периодом от одного до нескольких микрон, образующих дифракционную решетку (о ней на следующем уроке)
-
- IV Решение задач. (12 минут)
- При помощи зеркал Френель получил интерференционные полосы, пользуясь красным светом. Как изменится картина интерференционных полос, если воспользоваться фиолетовым светом?
- ( полосы будут расположены ближе друг к другу)
- Две когерентные световые волны в результате интерференции взаимно поглощаются в некоторой области. Куда девается энергия?
- ( Перераспределяется в пространстве)
- Цвета тонких пленок ( пленка бензина на воде) заметно отличаются оттенками от цветов радуги. Почему?
- ( происходит гашение некоторых световых волн при интерференции; свет, отраженный от тонких пленок не является монохроматическим).
- Почему частицы размером 0,3мк в микроскопе неразличимы?
- ( Дифракция. Свет огибает частицы.)
- Если прищурив глаз, смотреть на нить лампочки накаливания, то нить кажется окаймленной светлыми бликами. Почему?
- (Дифракция на щели, образованного веками прищуренного
- глаза, и на решетке, образованной ресницами)
- В морозный вечер подышать на кусок стекла. Через образовавшуюся тонкую пленку кристалликов льда посмотреть на светящиеся фонари. Мы увидим их окруженными радужными кругами. Почему? ( от сине- голубого у фонаря до оранжево- красного вдали)
- ( Дифракция света в неоднородной среде).
- (1С: Репетитор. Б. Задачи №1.2 9 4.04))
- V Домашнее задание. Итоги урока (2 минуты)
- . § 68, 73, 74. Р.1096
- Литература
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 11 класс средней школы. Базовый уровень. М. Прсвещение.2009.
- Арабаджи В.И. Дифракционная окраска животных. «Квант» №2,1975г
- Физический энциклопедический словарь. 1985г.
- Кольца Ньютона-Википедия
- Дифракция света-Википедия
- Интерференция волн
-